Сразу предупреждаю, что я не эксперт в вопросах современного уголовного права и процесса, так что лучше, конечно, обратиться к лицам, специализирующимся в данной сфере. Но, имея некий опыт, в том числе и жизненный, попробую изложить некоторые мысли.
В ответ на:
У ученика нет зачёта, сдача после сдачи экзамена, но предварительно отзанимавшись лично, т.е. индивидуально с моим отцом, на след день, он на занятии другой группы пришёл и принёс деньги, которые сам просил заранее взять за занятия с ним. После того как положил деньги настол, вроде под тетрадь, влетели человеки в пагонах. и начали предъявлять 290 ч.2 (Взятка за зачёт).
Формально между Вашим отцом и студентом был заключен договор в устной форме об оказании услуг (в данном случае услуги оказывал Ваш отец в виде дополнительных занятий со студентом). Денег за зачет он у студента, естественно, не требовал, поэтому говорить о вымогательстве взятки не приходится.
Идем дальше. Шьют ч.2 ст.290 УК РФ.
В ответ на:
Статья 290. Получение взятки
1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) 2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Насколько я понял, представители славных органов не дожидались того момента, когда зачет был проставлен в ведомость/зачетку, то есть говорить о совершении действий (бездействия) в интересах взяткодателя, не говоря уже о незаконных действиях, предусмотренных ч.2 указанной статьи, преждевременно.
Далее. В статье все время фигурирует понятие "должностное лицо". Что это за "лицо" такое в понимании судебных органов? Обратимся к Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2000 № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (хочу сразу отметить, что постановления Пленумов Верхсуда являются обязательными к применению в судебной практике всех российских судов и являются основным документом, по которым суды выносят решения):
В ответ на:
В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, предусматривающего ответственность за взяточничество и коммерческий подкуп, и в связи с вопросами, возникшими в судебной практике, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет: 1. Обратить внимание судов на то, что в соответствии с примечанием к статье 285 УК РФ субъектом уголовного преступления - получения взятки, предусмотренного статьей 290 УК РФ, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.). 2. К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями). 3. Суду надлежит тщательно исследовать, какие организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции (постоянно или временно) выполняло лицо, привлеченное к ответственности за получение взятки. Организационно - распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно - хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
То есть, насколько я могу судить, Ваш отец не исполнял ни организационно-распорядительных, ни административно-хозяйственных функций, и, собственно говоря, должностным лицом не являлся. Следовательно, можно говорить об отсутствии состава преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ.
Важно, конечно, ознакомиться с материалами дела и выяснить, какие показания давал Ваш отец и упомянутый перец-студент. Скажем так, что если Ваш отец не вымогал взятку, а факт такого вымогательства обычно фиксируется техническими средствами, применение которых санкционируется прокуратурой/судом - и только тогда они могут служить доказательством в суде - то доказать факт вымогательства основываясь исключительно на показаниях потерпевшего практически невозможно. Вашему отцу необходимо стоять на позиции: ничего не вымогал, ничего не просил, денег в тетрадке не видел, зачета не ставил и т.п.
Но, повторюсь, очень многое зависит от того, что написано в самом деле. Ознакомиться с его материалами может только адвокат и, на основании материалов, выстраивать концепцию защиты. В противном случае - нехилый штраф, запрет на занятие определнных должностей. Или срок (не дай Бог).
Вопрос, естественно, неприятный.
Если нужен полный текст Постановления Пленума ВС РФ - шлите Ваше мыло в личку - отправлю.
Удачи. Успехов "в бою".
|