|
|
|||||||
К сожалению, единственный реальный результат работы отделов по удержанию клиентов — это то, что клиенты уходят чуть позже, чем могли бы уйти. Но они всё равно уходят, рано или поздно. Основных причин всегда две — что-то меняется у подрядчика, и эти клиенты перестают ему быть интересны (это позитивная ситуация). Либо что-то меняется у клиента, и этот подрядчик перестает ему быть инетресен (это негативная ситуация). На первую ситуацию подрядчик влиять может. На вторую — глобально никак. Никакими отделами. Никакими молитвами. Тупо ничем. Банкротство, смена собственников, смена приоритетных направлений бизнеса, смена бюджетной политики, смена менеджмента... Двести тысяч миллионов причин, и одна из них всегда непременно случится. Такова жизнь. Не существует бесконечных отношений с клиентами. Все клиенты, рано или поздно, уходят. И не было за всю историю существования человечества иного развития событий — чтобы две компании начали работать вместе и закрылись потом в один день, сохраняя при этом отношения "клиент-заказчик". Всегда кто-то рвет отношения. Это закон жизни. |